Совет сохранности (СБ) России санкционировал возобновление поставок ракетных движков НК-33 в Соединенные Штаты, где они будут употребляться на ракетах Antares. Рассмотрение этого вопросца в СБ ожидалось с осени прошедшего года, при всем этом речь шла о необходимости продолжения экспорта ракетных движков в США в принципе.
С 1996 года РФ поставляет в США движки РД-180, используемые на ракетах Atlas. При помощи ракет Atlas 5 америкосы выводят на орбиту военные спутники. Российский МИД в связи с сиим выступал за основательную переоценку экспорта ракетных движков в Соединенные Штаты.
Официально в МИД данную позицию не комментировали, но, по словам собеседника в Роскосмосе, МИД выступал против возобновления поставок НК-33 в США и в этом вопросце его поддерживало Минобороны.
По словам собеседника в Роскосмосе, заседание СБ проходило посреди февраля.
- Вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил за возобновление поставок НК-33, потому что эта экспортная программа дозволит всеполноценно возобновить их создание на ОАО «Кузнецов», - сказал он. - Это выгодно и Роскосмосу, так как НК-33 планируется применять в составе ракеты «Союз 2.1в», но на данный момент космическое агентство может подтвердить закупку всего пары экземпляров таковых движков. Этого не много для возобновления их серийного выпуска. В то время как производитель ракет Antares - компания Orbital - гарантировала закупку 20 движков.
Движок НК-33 создавался для русской лунной ракеты Н-1, работа над которой была закрыта посреди 70-х годов прошедшего века. Конструктор движков Николай Кузнецов тогда без помощи других принял решение не уничтожать, а законсервировать несколько 10-ов экземпляров. 1-ая партия НК-33 попала в Америку посреди 1990-х, они достались компании Aerojet по стоимости $1 млн за штуку. Америкосы совместно с российскими разрабами достаточно долго адаптировали их под свои нужды, в итоге что возник измененный движок AJ-26, уже дважды удачно слетавший в составе ракеты Antares.
- Положительное решение по экспорту дозволит нам интенсифицировать процесс восстановления серийного производства мотора НК-33, работа по которому сейчас развивается в 2-ух направлениях. 1-ое - в рамках забугорного договора с компанией Aerojet Rocketdyne по програмке стартов РН среднего класса Antares. 2-ое - отечественный проект с ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» по запуску РН легкого класса «Союз-2-1в», - заявили «Известиям» в пресс-службе Объединенной двигателестроительной компании (ОДК), контролирующей ОАО «Кузнецов».
Малый размер инвестиций, который будет нужно для восстановления производства НК-33, в ОДК оценивают в 1 миллиардов рублей.
По словам собеседника к космическом агентстве, вопросец о продолжении поставок еще 1-го мотора - РД-180 - раздельно на заседании СБ не рассматривался.
- По-видимому, разрешение по НК-33 следует считать «зеленым светом» и програмке экспорта РД-180. Принципиальный вопросец, стоит поставлять ракетные движки в США, решен положительно, - отметил источник.
Владимир Солнцев, исполнительный директор НПО «Энергомаш», где делают РД-180, сказал «Известиям», что его предприятие выполняет договор с американской United Launch Alliance.
- О приостановлении поставок речи не идет, оформлением экспортных документов на движки мы планировали заняться чуток позднее, нам поначалу сами движки необходимо сделать, - произнес он.
Тем более даже разговор о способности приостановки экспорта российских ракетных движков в США был воспринят американцами серьезно. И пока российский Совбез собирал представления разных ведомств по этому поводу, в Штатах уже планировали деяния на вариант, ежели Россия прекратит экспорт.
В ноябре прошедшего года сенатор-республиканец Пэт Туми призвал изучить возможность организации производства мотора РД-180 в США, не дожидаясь решения российской стороны. По сообщению портала Spacenews, на прошлой недельке командование американских военно-воздушных сил инициировало ревизию пусковых программ до 2017 года, одна из целей - оценить степень зависимости от поставок российских движков.
Решение СБ не препятствовать их экспорту в США, таковым образом, принято как раз впору. По инфы «Известий», сначала февраля делегация ОДК встречалась в Вашингтоне с представителями Orbital. При всем этом америкосы говорили о последнем сроке для принятия решения по НК-33: ежели в течении 2-ух месяцев решение о возобновлении экспорта не будет принято, Orbital не будет больше рассчитывать на российских поставщиков и начнет разглядывать другие варианты.
В ОДК, равно как и в Orbital, эту информацию оставили без комментариев.
- Решение возобновить экспорт полностью верное, - говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики. - Верно, что вокруг поставок ракетных движков не стали выстраивать политику. Мы бы никому ничего не доказали, прекратив поставки. Америкосы всё равно бы отыскали метод запускать свои ракеты и без наших движков, а вот наши компании лишились бы заказов.
По мнению Ионина, мощная сторона российских движков - относительная простота конструкции.
- Надежность есть синоним простоты. Пусть наши керосиновые движки прошедшего века не такие действенные, как современные, но они сверхнадежные, - говорит она.
В аппарате Дмитрия Рогозина информацию по заседанию СБ предпочли не комментировать.